«Рыбинская городская электросеть» - одно из старейших предприятий коммунальной энергетики России, занимается эксплуатацией и обслуживанием электрических сетей города Рыбинска и Рыбинского района.
Трудно представить сейчас нашу жизнь без электрической энергии. Это и свет и тепло в домах, радуга красок на экранах телевизоров, музыка, движение троллейбусов по улицам города, холодная и горячая вода, работа промышленных предприятий и многое-многое другое. Электричество вошло в нашу жизнь прочно.
Электростанция – сердце. Сеть высоковольтных линий – артерии. Все это – высоковольтные линии, опоры, столбы с электрокабелями и проводами, мощные распределительные станции – видели сотни раз в кинотеатрах и по телевизору люди, строившие социализм. И была гордость. И светили лампы.
За кадром всегда оставались геодезические исследования почв, геологические разведки, прокладка в топях болот и чащах леса просек, дорог, мостов… За кадром остались колоссальные усилия и средства прокладки городских электрических сетей…
Практическое использование электроэнергии в Рыбинске началось 100 лет назад в 1907 году. До этого времени основным средством освещения были печи и керосиновые лампы, которые часто служили причиной пожаров. Электромашины, способные вырабатывать электричество, были только у частных предприятий в больших городах и использовались для собственных нужд.
Необходимость строительства городской электростанции в Рыбинске, судя по архивным документам Рыбинской городской Управы, возникла в 1898 году.
В разработке проектов по созданию такого важного объекта принимали участие Акционерное общество «Сименс и Гальске» (г.Санкт-Петербург), Техническая контрора В.И.Щербакова (Торгово-промышленное Товарищество В.И.Щербакова в г.Москве Всеобщей Компании Электричества в Берлине), а также Русское Электрическое Общество «Унион» (г.Санкт-Петербург) и Русское Общество «Шуккерт и К?» (Московское отделение).
12 июля 1907 года в городе была введена в эксплуатацию первая городская электростанция мощностью 210 кВт, оборудованная паровыми, дизельными и газогенераторными машинами.
Электрическая станция была смонтирована в пристройке к зданию городского водопровода, расположенного на берегу реки Волги. В помещении станции было установлено два газогенераторных двигателя по 150 л.с. каждый с генераторами постоянного тока (по 100 кВт), напряжением 500 вольт и одна аккумуляторная батарея емкостью 350 А*час, работавшая в буферном режиме. Поставку различных материалов и медного провода для электростанции осуществляло Русское Общество «Шуккерт и К».
Электростанция предназначалась для электроснабжения городских водозаборных сооружений, для освещения зданий городской управы и 140 жилых домов купцов и промышленников, расположенных в центральной части города. Для наружного освещения улиц было установлено 110 фонарей с дуговыми электролампами. Первая электростанции насчитывала 134 абонента. 61% электроэнергии использовался на уличное освещение.
В 1909 году к сети подключен первый электродвигатель.
В 1911 году установлен дополнительный полудизель фирмы «Бромлей» мощностью 200 л.с. с генератором постоянного тока 135 кВт, напряжением 500 В.
В 1913 году мощность электростанции была доведена до 345 кВт. Увеличилось количество абонентов до 750, к сети подключено уже 12 электродвигателей.
В 1918 году вследствие аварии один генераторный двигатель был демонтирован.
В 1921 году на одно из бездействовавших зданий городской мельницы к паровой машине установлен генератор трехфазного переменного тока мощностью 600 кВА, напряжением 3,3 кВ. Строится первая линия высокого напряжения 3,3 кВ, связующая станцию мельницы и основную электростанцию.
В 1925 году здание электростанции расширяется путем пристройки к его южной части нового машинного зала, в котором установлен дизель фирмы «Нобель» с генератором переменного тока 210 кВА, напряжением 3,3 кВ. Начинается перевод городской электросети на переменный ток.
В двадцатые годы электрохозяйство постепенно растет. Вместе с ростом производственных мощностей совершенствуется структура управления новым видом городского хозяйства. Происходит выделение из Рыбинского треста "Водосвет" электрического хозяйства в самостоятельное предприятие.
В 1931 году строится первая высоковольтная линия электропередачи Ярославль-Рыбинск напряжением 35 кВ. Город присоединяется к государственной районной энергосистеме «Ярэнерго». В 1935 году демонтируется газогенераторный двигатель, а в 1937 году – двигатель фирмы «Бромлей». Два последних дизеля электростанции остаются в резерве до 1943 года. С этого времени городская электросеть развивается на базе районных подстанций «Ярэнерго».
Начинается период интенсивной электрификации Рыбинска: на промышленных предприятиях тепловые двигатели заменяются электрическими, развиваются сети переменного тока напряжением 6 кВ, повышается напряжение в электрических сетях, электрифицируются городские окраины.
Из-за отсутствия техники на строительство и ремонт сетей работники отправлялись на телегах (зимой на санях), запряженных лошадьми, велосипедах и пешком с необходимым инструментом и лазами на плечах.
К началу Великой Отечественной войны город в основном был электрифицирован, десятки фабрик и заводов получали электроэнергию от городских сетей.
В 1942-1945г.г. работы по развитию электрических сетей города были приостановлены. Многих рабочих призвали в Красную армию. Имена работников, ушедших на защиту страны из Электросети и погибших на фронте, увековечены на мемориальной доске предприятия. Часть работников направляется на лесозаготовки и торфоразработки для электростанции и треста «Водоканализация». Основную часть работающих в военные годы составляют женщины. На период военного времени на предприятии установлен 10 часовой рабочий день (с 7 часов до 18 часов). Но фактически работали больше. Важность предприятия для нормальной жизнедеятельности города понимали все. Электроснабжение жилых домов осуществлялось по графику. Война затормозила рост электрификации.
В 1945 году вновь вернулись к реализации поставленной перед войной задаче – электрификация всей страны, расширение энергетических мощностей города. Однако, пропускная способность городских электрических сетей была очень мала. В 1946 году нагрузка на отдельные фидеры сети превышала допустимую, что служило причиной больших перебоев энергоснабжения многих районов города. И тут ничего удивительного не было. Ведь электрические сети в основном развивались в довоенные тридцатые годы. Сложившаяся ситуация требовала основательной реконструкции электрических сетей.
В послевоенные годы идет интенсивное восстановление электроснабжения города, ведется строительство новых сетей, проводятся работы по благоустройству города (Волжской Набережной, проспекта Ленина, привокзальной площади). При выполнении работ большие затруднения вызывает приобретение материалов и оборудования, так как в военные годы Нарком Коммунального хозяйства их не выделяет. При самостоятельной заготовке древесины для столбов из-за отсутствия собственного транспорта возникает проблема вывоза. Все необходимое оборудование приходится изготавливать своими силами и материалами, изысканными большими трудностями на месте.
Пятидесятые-шестидесятые годы отмечены бурным ростом промышленности, внедрением новых энергоемких технологий, приходом в жизнь людей бытовых электроприборов (холодильников, телевизоров, стиральных машин и др.).
В шестидесятые-семидесятые годы система электроснабжения города получает дальнейшее развитие. Развиваются высоковольтные сети, обеспечивающие переключение крупных жилых районов с одного центра питания на другие. Сети обеспечиваются релейной защитой. Растет отпуск электроэнергии.
В семидесятые годы на сетях наружного освещения внедряются светильники с газоразрядными лампами, телемеханизация управления уличным освещением. В центральной части города вводится двойной режим освещения улиц: вечерний и ночной. Освещается 65% улиц города.
В 1974 году расширяется производственная база «Рыбинской городской электросети». В эти годы приобретаются собственные транспортные средства. Предприятие переезжает в новое построенное здание, где располагается в настоящее время. Персонал активно участвует в благоустройстве помещений и территории предприятия.
Начало троллейбусного движения в Рыбинске:
4 декабря 1976 года в Рыбинске была открыта первая ветка троллейбусного движения - маршрут "ул.Ворошилова - Соборная площадь". В течение следующих пяти лет до 1982 года было открыто еще 6 дополнительных маршрутов. Электроснабжение троллейбусных линий осуществлялось от собственных подстанций, от подстанций ОАО "Ярэнерго" и от подстанций городской электросети. Рыбинской городской электросетью были построены по троллейбусным опорам линии наружного освещения.
В 1980-х годах вводится новое оборудование. Интенсивно ведется строительство новых и реконструкция старых электрических сетей.
Внедрены в работу радиостанции, микрорайон Мариевка переведен с сетей 6,0 кВ на 10,0 кВ, построены линии наружного освещения в разных районах города (ул.Пролетарская (Стоялая), ул.Герцена, ул.Свободы, ул.Юбилейная, ул.Поречье, ул.Черепичная и многие другие).
Управление наружным освещением телемеханизируется. Наружным освещением оборудовано 91% улиц города.
Но в эксплуатации еще остается большое количество изношенного и устаревшего оборудования. Воздушные линии установлены в основном на деревянных непропитанных опорах с применением железобетонных приставок.
В эти годы совместно с Профсоюзной организацией предприятия активно ведется общественная работа. Среди работников проводятся соревнования по шашкам, шахматам, лыжам, гирям, стрельбе. По итогам соревнований вручаются подарки, значки. Ежемесячно и к каждому празднику выпускается стенгазета.
На предприятии имеется свой эстрадный ансамбль, выступающий на праздничных собраниях трудового коллектива.
Организуются экскурсионные поездки по историческим городам страны. Предприятие оказывает помощь совхозам и колхозам в уборке сена и картофеля.
Коллектив участвует в областных соревнованиях. Отделам сбыта энергии, электролаборатории и оперативно-диспетчерской службы присваиваются звания «Коллектив коммунистического труда». Объединением «Яроблкоммунэнерго» по итогам соревнований среди предприятий управления жилищно-коммунального хозяйства области по профмастерству «Рыбинской городской электросети» присуждаются призовые места.
Организуются соревнования между участками и службами. По итогам работы за месяц победителям вручаются денежные премии и переходящий вымпел. Внедряются в производство рационализаторские предложения от работников предприятия. Среди рационализаторов А.А.Свиблов, С.Н.Сидорец, Л.Н.Сироткин, А.М.Шамраев, В.Д.Иванов, Н.Н.Иванов.
Работникам присваиваются звания «Ударник коммунистического труда» (например, по итогам работы в 1986 году звания удостоены 79 человек, в 1987 году – 74 человека).
1990е годы характеризуются нестабильностью. Для предприятий и организаций энергетической комиссией области и Федеральной энергетической комиссией вводятся регулируемые тарифы, которые постоянно меняются (например, в 1992 году тарифы изменялись 5 раз). Рост цен по стране привел к низкой платежеспособности населения, и, как следствие, к снижению предприятием отпуска электроэнергии. Финансовое состояние предприятия неустойчиво. Но руководство принимает все возможные меры: своевременно выдается заработная плата работникам, производятся расчеты с бюджетом.
Начало XXI века. Финансовое состояние предприятия стабилизируется. Активно развивается инфраструктура Рыбинска. С ростом строительства Рыбинска, особенно жилых домов, детских яслей, бытовых и культурных учреждений, торговых центров, новых микрорайонов с многоэтажной застройкой, использованием электричества для освещения рекламы возросло потребление электроэнергии.
Если в 1917 году в городской электросети насчитывалось всего 750 абонентов, то в настоящее время (2007 год) к одной электросети подключено 114,9 тысяч абонентов (из них 6,3 тысячи абонентов промышленного сектора). Миллионы ламп горят в домах граждан, свыше 8000 уличных светильников зажигаются по вечерам, граждане пользуются самыми разнообразными бытовыми электроприборами. Возросла и техническая оснащенность электросетей.
За последние пять лет увеличен парк автомобилей. Каждый участок оснащен современной техникой. Введена программа дистанционного управления освещением города. Ведется программа модернизации приборов учета электроэнергии. Осваивается новый класс напряжения 35 кВ.
В настоящее время электроснабжение города обеспечивается 12-ю районными подстанциями. На сегодняшний день ОАО "Рыбинская городская электросеть" обслуживает 399 распределительных пунктов и трансформаторных подстанций.
Мощные подстанции оборудованы современными приборами, контролирующим и предупреждающим аварии и неполадки.
Рабочие места специалистов и рабочих в достаточном количестве оборудованы инвентарем, инструментом, станками, приборами, аппаратурой, современными офисными средствами, средствами индивидуальной защиты и другим необходимым имуществом и материалами. Для оперативного обслуживания предприятий и населения имеются стационарные и мобильные радиостанции.
В сложных экономических условиях электросеть работает рентабельно. Заработная плата выдается своевременно, производятся отчисления в налоговые органы и Пенсионный Фонд, растет объем оказываемых услуг, активно ведется строительство новых и реконструкция старых электрических сетей города, проводится модернизация электрических сетей города.
Работники предприятия ежегодно выдвигаются на награждение Почетными Грамотами.
Государственными Почетными грамотами награждены гл.бухгалтер Г.Л.Солодова, начальник ОДС Г.И.Матюшова. Грамотами Департамента топлива и энергетики и регулирования тарифов Ярославской области награждены: А.В.Васильев. А.П.Одинцов, И.И.Савко, В.П.Пономарев.
Областными и местными Почетными грамотами награждены: В.Н.Баранов, К.И.Гаврин, Ю.В.Грибов, М.А.Кукина, Н.Н.Кузнецова, Т.Ф.Морозова, И.И.Савко, В.В.Чистяков, В.М.Федюнин, Г.И.Потапова и многие другие.
Главным вкладом предприятия в социально-экономическое развитие Рыбинска и Рыбинского района всегда было и остается надежное и бесперебойное электроснабжение города Рыбинска и Рыбинского района.